В протестантских районах африканские религиозные культы всячески подавлялись и преследовались, постепенно преобразуясь в религиозную музыку с сильным европейским влиянием. Среди музыкальных элементов, которые рабы принесли с собой в Америку, были прежде всего ритмическая сложность, определенные неклассические музыкальные гаммы и другие особые музыкальные приемы. Наиболее характерным из них был прием «оклика и ответа», который доминирует в блюзе и вообще во всем джазе; в своей архаической форме он сохранился в музыке примитивных цветных религиозных конгрегации (стиль шаутинг-пения).
Некоторые типы песен были, несомненно, привезены рабами это рабочие песни и полевые крики, сатирические песни и т. д. Такие характерные африканские музыкальные формы, как вокальная и ритмическая полифония и повсеместная импровизация также принадлежат музыкальному наследию черных рабов. Характерные тембры и вокальные модуляции на африканский манер окрашивают звучание любого джазового инструмента вплоть до настоящего времени. Здесь необходимо указать, что ни один из этих музыкальных элементов не следует связывать с расой в биологическом смысле этого слова.
Нет никаких доказательств тому, что негритянское чувство ритма является врожденным каждый человек учится чувствовать ритм и это чувство постепенно развивается в нем, как и всякое другое. Социальная сегрегация рабов способствовала сохранению многих оригинальных африканизмов. Отсюда, конечно, не следует, что джаз это африканская музыка. Всякий, кто хоть немного послушает настоящую западноафриканскую музыку, сразу же увидит различие. Кстати говоря, современные негры из Западной Африки иначе воспринимают джаз, чем южноафриканцы или даже молодые англичане, которые вообще не имеют с джазом никакой традиционной исторической связи. Таким образом, чисто африканская музыка сохранилась в Америке частично в ритуальной музыке (языческой и христианской), а также в рабочих песнях и полевых криках негров. Для того, чтобы эмоции черных рабов находили какой-то выход, власти Луизианы официально разрешали им исполнять ритуальные танцы.
Например, на Конго-сквер в Новом Орлеане их исполняли до середины 1880-х гг. (а начались они, вероятно, вскоре после наполеоновских войн). Однако очень быстро негритянская музыка начала смешиваться с европейскими компонентами, последующее развитие джаза является результатом именно такого слияния, смешивания.