Джаз прекрасен и бесконечен как океан

По данным продаж джазовых записей в Америке безусловной джазовой Мекке, он составляет всего-то на-всего 4 от объемов продаж всех других жанров музыки. Грустно. Но вот, что парадоксально чем больше продается пластинок бездарной Бритни Спирс, и цинично незатейливых “Руки вверх”, тем крепче наш союз единомышленников, людей знающих, увлеченных, творческих ведь любое творчество это всегда импровизация. Чем больший поток эстрадной лабуды обрушивается на нас из динамиков проезжающих мимо на 99 х бритоголовых эстетов, тем сплоченнее наши ряды. Не хочется доставать шашку дискуссии из ножен знаний, мы каждый день прикасаемся к прекрасному, умному и бесконечному Джазу. Это лечит, это вырабатывает иммунитет.

Наш союз самодостаточен. Нас не надо успокаивать и обнадеживать скорым появлением на улице Комбайнеров марширующего оркестра /marching band/ из Нового Орлеана, в нашу форточку вряд ли залетит синкопированный ритм нетленной «I Got Rhythm». Питие пива “Толстяк” в ближайшем гараже не предполагает прослушивание нетленной джазовой классики. Это вряд ли.

Мы знаем что такое “Minton’s Playhouse”, HAT HUT, New Thing, модальная техника, и какой бог кроется за музыкальным псевдонимом Сан Ра. Атмосфера посвященности. Приобщиться можно. Вопросы задавать не стоит.

Джаз прекрасен и бесконечен как океан. Звучит пафосно и с литературной точки зрения бездарно. Но для меня эта фраза глубоко ассоциативна. И вот почему. В 2000 году мне посчастливилось побывать в Швейцарии, и в маршруте нашей группы был известный и милый сердцу каждого джазиста (да и многих других меломанов) городок Монтре, лежащий вдоль берега Женевского озера. Отделившись от группы, я побежал в то место, где в летние месяцы располагаются площадки всемирно известного музыкального фестиваля, на который ежегодно съезжается до 250 тысяч гостей.

Пообщавшись с продавцом сувениров, (который из всего джаза знал только Диззи Гиллеспи и почему то Deep Purple наверное имеются ввиду Лордовские клавишные страдания) я выяснил, в какой именно из крытых площадок проходят выступления джазовых звезд. Огромная (в 20 метрах от Женевского озера) и похоже очень старая конструкция на фигурных, чугунных опорах с дощатыми полами в дни фестиваля, на которых уже 35 лет выстраиваются тысячи стульев.

Было закатное время и вокруг все было освещено, тонущим в снежных горах, бронзовым солнцем. Я стоял один и смотрел в то место, где, когда то строилась импровизированная сцена, на которую выходили все, все, все. Герои джаза, люди ставшие уже историей и те которые действительно, будут жить вечно. Джимми Смис, Милт Джексон, Сесил Тейлор, Лестер Боуи, Дон Черри. Эстрадная площадка, перспективой уходящая в воду огромного (шириной в несколько километров) озера, позволило мне осмыслить и представить джаз, как океан, огромный, могучий и прекрасный. Познание его и есть для нас, любителей джаза высшим кайфом, нашей насущной потребностью, важнейшей составной частью духовной жизни. Джаз не просто музыка это ни с чем не сравнимая, особая среда, жить в которой очень комфортно и радостно!

Вспомнить подробности того медитативного (причем насухую без ничего!) сеанса я уже не смогу. Но мысль о том, что я за 11 лет увлечения джазом, а это тысячи прослушанных записей, весомая собственная коллекция, огромное количество литературы и периодики, позволили мне замочить только щиколотки, а стало быть, сколько всего впереди!

Добавить комментарий