Блюз оказал решающее влияние на становление и развитие джаза. Музыканты раннего джаза имитировали вокальное звучание блюза на духовых инструментах. Приемы звукоизвлечения включали глиссандо, блюзовые тоны, хриплые гортанные звуки, вибрато на конце ноты, элементы импровизации. Блюз постоянно подпитывал джаз, но при этом продолжал жить своей самостоятельной жизнью. Не только джаз, но и многие другие направления американской музыки испытывали влияние блюза.
Серьезную конкуренцию блюзу в степени влияния на ранний джаз составил регтайм. РЕГТАЙМ стиль фортепианной игры и жанр танцевальной фортепианной пьесы. Пьесы в ритмах регтайма появились еще в первой половине XIX века. Однако первый известный опубликованный регтайм «Mississippi Rag» Уильяма Крелла появился в печати лишь в 1897 г. Музыка регтайма объединяла песни менестрелей, военные марши, спиричуэл, но основной отличительной ее особенностью был рваный синкопированный ритм. На рубеже столетий увлечение регтаймом было повальным. Он получил широкое распространение благодаря странствующим пианистам. Однако американское общество относилось к нему с предубеждением, поскольку регтайм был связан со всеми атрибутами «сладкой жизни», протекавшей в публичных домах, дешевых барах и игорных заведениях. Основной аудиторией регтайма была молодежь, и некоторые представители общественности предлагали «лечить ее порцией свинца», а американская федерация музыкантов на определенном этапе приказала своим членам воздержаться от исполнения регтаймов.
Центрами развития регтайма были города штата Миссури Седалия и Сент Луис. В них работали не только самые лучшие композиторы регтайма, но и действовала честолюбивая группа музыкальных издателей, которая способствовала развитию этого музыкального направления. В этих городах создавал свои лучшие произведения самый яркий композитор регтайма СКОТТ ДЖОПЛИН.