Деревенский блюз или история Мутной Воды

Когда ему было три года, его мать умерла, и он стал жить со своей бабушкой на плантации вблизи Кларксдэйла. Маленький чернокожий паренек любил плескаться в лужах, коих было довольное количество. Словом, почти как в обычной русской деревеньке. Только деревня была на американском юге, и жители были там поголовно чернокожие. Так его и прозвали Мадди. И имя, и фамилия была у паренька на редкость подходящая для купания в мутных лужах Мадди Уотерс (Muddy Waters). С этим именем он и будет жить всю свою жизнь и войдет в историю как один из первопроходцев блюза, наряду с таким человеком, как Роберт Джонсон.

Как и у Джонсона, первым его музыкальным инструментом стала губная гармошка. Он впервые взял ее в руки в семь лет, и больше уже не расставался. На гитаре он начал играть, по его собственным словам, когда ему было семнадцать. Так это, или нет, мы не знаем. Знаем лишь то, что в 1941 году, когда ему было двадцать шесть, его записал Алан Ломакс, фольклорист, занимавшийся записями народных песен и напевов. Два года спустя Мадди Уотерс покинул берега родной Миссисипи и отправился ни куда-то, а в музыкальную столицу страны в Чикаго. Как и все блюзовые гитаристы из Дельты, Мадди играл на слайд-гитаре.

Когда он начал выступать в шумных чикагских клубах, он быстро понял, что он не сможет продолжать делать это с акустикой. Тогда Уотерс взял в руки электрогитару. Сам он неоднократно говорил, что это он сделал лишь для того, чтобы всем присутствующим было его слышно. Но что из этого получилось, пожалуй, всем нам известно. От его сердца шел тот самый его родной деревенский блюз. То, что получалось, было смесью всего: традиционного блюза, вошедшего в моду Биг-Бита и его собственной, Мадди, вокальной манеры. Группа Мадди исполняла электрический блюз.

Но был то блюз с налетом ржавчины, порой грязноватый, но на то он и Мадди Уотерс! В конце концов, он пел и играл то, что шло от его сердца а это единственный путь исполнить настоящий блюз. Когда слышишь записи Уотерса, хочется двигаться в такт его музыке. Хочется самому стать этим блюзом, нестись над зелеными заливными лугами Миссисипи, и петь, петь. Так, как это делал Мадди. Удивительно, как насколько его музыка атмосферна. Едва послушав ее, вживаешься в роль, хочется взять гитару и сыграть на ней тот самый блюз, даже если вы никогда на ней их не играли.

Много лет спустя, когда песни Мадди были занесены в Зал Рок Славы в Кливленде, одного музыкального критика спросили: «На кого, на ваш взгляд, повлиял Мадди Уотерс?», на что тот ответил: «Вы неверно говорите. Надо спросить, на кого не повлиял Уотерс»…

Добавить комментарий