Oldies but goldies или Забытые имена
С чего начинался блюз? Почему то первые мысли, которые я представляю себе при слове «блюз» это старый нег…простите, афроамериканец, который держит в руке гитару, выглядящую так, как будто она валялась на помойке лет эдак 30. Да и сам он напоминает давнего обитателя места хранения этой гитары. Такой грустный, потрепанный жизнью пожилой человек. Даже как–то жалко его становится. Жалко тех годов рабства, в течение которых он и его предки работали на плантациях. Жалко того, что их увезли с родины, оторвали от столь любимого ими копья и набедренной повязки. Жалко, что «оцивилизовали» их.
Ой, что–то я не то говорю… Итак, блюз начался с рабов. Приходили они после тяжкой работы и вместо того, чтобы плести лапти, как это делали наши предки, сидели и пели. Сначала они пели об Африке о родине. Просто пели, не используя какие–то особенные инструменты (ну может, какую–нибудь дудку из тростника и барабан сделают, но это нельзя считать полноценным инструментом). А потом понеслось в Америку стали завозиться музыкальные инструменты. И, скорее всего, не с целью развлечь рабов, а для развлечения белых.
Но то ли белым они не приглянулись, то ли просто кто–то очень добрый решил поделиться со своими черными друзьями история об этом умалчивает. Но так или иначе, мы имеем то, что имеем негров с банджо, губными гармошками и гитарами. Итак, сначала не было ничего.
И сказал Всевышний: «Да будет музыка!» И музыка началась. Году примерно в 1784 в Америке впервые упоминается о банджо (тем, кто не курсе это струнный инструмент наподобие гитары, за исключением того, что корпус представляет из себя барабан он обтянут кожей). И на следующий день сказал Всевышний: «Да будет еще больше музыки, и да будет она более изящной!» Сказано сделано. Специально для этого в 1821 году Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом был изобретен первый прототип духового органа. А в простонародье губной гармошки.
У себя в близких родственниках гармошка держит такие инструменты, как обычная блок–флейта, кларнеты, трубы, а также аккордеоны и гармошки. И называлось тогда это чудо «аура» и было скорее камертоном, нежели гармошкой. Потом множество немцев штамповали свое видение этого инструмента. Отметить надо лишь тех, кто внес что–то важное в конструкцию и распространение инструмента мастера из Богемии по фамилии Рихтер (он изменил конструкцию гармошки таким образом, что теперь на ней можно было играть не только на выдохе) и великого человека по фамилии Hohner.
Именно он привез гармошку в Америку в 1862 году. Как пример в 1857 году он изготовил 650 гармошек (и то еле еле), а в 1879 году 700 тысяч в год. Стоит ли говорить, что к концу века годовой выпуск составил порядка 5 миллионов штук. Сейчас в США гармошкой пользуются порядка 40 миллионов людей. По России вряд ли будет такая статистика…у нас больше балалайку уважают. Про гитару вряд ли стоит много говорить она пришла на смену достаточно неудобному и плохо настраиваемому банджо. Такой достаточно непритязательный и удобный инструмент. Если что можно использовать как барабан, можно носить, перекинув через плечо, можно под голову подложить на послеобеденном сне. Можно еще и гвозди забивать но это уже на любителя.
Блюз родился, как страдание, как крик души, даже вопль, рык (достаточно послушать Howling Wolf`а). А поскольку тем и разнообразия у необразованных афроамериканцев было немного они пели то, что видели про любимую Дельту, про проезжающие поезда, кто–то и про ботинки свои не забыл упомянуть. По сути такая чепуха! Но какая чепуха!! Эта чепуха всем чепухам чепуха. Как за душу–то задевает, а всякие там «валенки неподшиты» и «ой, цветет калина» не торкают. Ну вообще никак.
Раньше не вызывали никаких чувств, а сейчас просто тошнить от них начинает. Дурно становиться, когда видишь молодых людей, скачущих в валенках по сцене и орущих какой–то маразм из серии «ой,красна девица, выйди на крыльцо». И это прививается нам под эгидой патриотизма. А блюз он такой же и в тоже время совсем другой. Самобытный и бескультурный. Многогранный и однообразный. Он никому ничего не навязывает. Ему наплевать слушаете вы его или нет. Потому что он был любим и был жизнью. И всегда для кого–то будет. Блюз…