Блюз и оркестровый джаз

Блюз не является стилем или этапом в развитии джаза. Он постоянная основа всех джазовых стилей вообще. Блюз это не джаз в целом, но это его сердце. Ни один джазовый музыкант или оркестр, не умеющий играть блюз, не сможет добиться каких-либо выдающихся достижений в джазовой музыке, ибо в тот момент, когда блюз перестанет быть неотъемлемой частью джаза, прекратит свое существование и сам джаз, каким мы его знаем вплоть до настоящего времени.

По этому поводу у джазовых критиков и музыкантов никогда не было каких-либо серьезных разногласий. Даже самые передовые модернисты, композиции которых наполнены отзвуками классической музыки прошлых веков (как, например, Джон Льюис или Гюнтер Шуллер), настаивают на своей духовной близости с блюзом, и это не пустые слова. Великий революционер бопа, саксофонист Чарли Паркер, в последние дни своей мучительной жизни говорил: «Очень жаль, что многие из современных молодых ребят приходят в джаз, не зная или позабыв его основу блюз. Это же основа всего джаза».

Другие джазовые музыканты высказывались аналогичным образом: «Блюз должен присутствовать в джазе все время, так как он является способом мироощущения». Блюз для джаза представляет собой то же самое, чем была земля для Антея в известном греческом мифе. Если джаз теряет контакт с блюзом, он теряет всю свою силу. И когда на каком-нибудь джемсейшн музыкант предлагает «оторвавшемуся от земли» коллеге: «Эй, Чарли, давай сыграем блюз», этот контакт восстанавливается.

В джазе блюз это и настроение, и ощущение музыканта, не обязательно настроение грусти и подавленности, хотя бывает и так. Это музыкальная форма или идиома. Блюз существует и как народная музыка вне джаза, и как музыка в джазе. У него собственное развитие, которое идет параллельно развитию джаза, и, конечно, они оба зависят друг от друга. Блюз может существовать в виде общей идиомы негритянских народных песен и в виде особого типа светских песен. Когда Маршалл Стерне пишет о «сплошной стене блюзовой тональности» в религиозных песнях Махелии Джексон, он подразумевает первую разновидность блюза его народную основу. Ее собственное утверждение, что она исполнительница госпел-сонг, ничего не меняет.

Добавить комментарий