Одни большие оркестры исполняют лишь музыку новейших джазовых направлений, другие джазовую классику. В условиях концертной деятельности биг-бэндов в нашей стране плодотворен, как мне кажется третий путь: необходимо включать в программы все лучшее, что создано в джазе классическом и современном, а также оригинальные композиции, определяющие лицо данного коллектива. Думается, что такое .объединение вполне оправдано.
Чем дальше мы отходим во времени от истоков джаза, там меньше у нас возможности услышать в живом звучании великих музыканте! прошлого. Поэтому целесообразно представлять широкой публике «золотой фонд» джаза исполнять джазовые стандарты не только в современных аранжировках и свободных обработках, но и в звучании, буквально повторяющем архивные записи.
С этим сопряжены определенные трудности для оркестров. Каждый стиль имееет свои тонкости, связанные не только с фразировкой, но и с характером извлечения звука, целым рядом технологических приемов.
Так, например, в стиле бибоп на первый план выдвигается виртуозное начало. Прежде быстрые пассажи исполнялись сплошным legato, теперь lega+o по две ноты (играть надо, как выражаются музыканты, «под язык»), что значительно сложнее. В партиях труб порой появляются сложные ломаные пассажи в высоком регистре, требующие гибкого слитного исполнения «в саксофоновом характере», или быстрые пассажи «под язык» в унисон (октаву) всем оркестром, включая контрабас.
Остановимся, наконец, на проблеме исполнительства в джазе. Это важный момент джазовой эстетики. Интерпретация в джазе решает многое: исходный материал «оживает» лишь тогда, когда он верно исполнен певцом, инструменталистом, ансамблем. Иначе говоря, в джазе важно не столько то, что исполняется, сколько как оно исполняется. Музыка, основанная на активном ритме, а именно ее чаще всего принимают за джаз это только часть джаза. Круг образов и настроений в нем сейчас значительно шире. В спокойной, задумчивой, мягкой музыке активный джазовый пульс играет гораздо меньшую роль. Он как бы уступает место иным элементам музыкального языка мелодии, гармонии, тембрам, фразировке и т. п.
Мы знаем много широкораспевных, гармонически насыщенных джазовых пьес. Нередко их объединяют общим названием джазовые баллады. Сами по себе их мелодии не заключают специфически джазовых элементов. Они вполне могут быть аранжированы в академических традициях, например, для симфонического оркестра или камерного, ансамбля, что нередко и делается. Некогда они исполнялись популярными лирическими певцами. Сотни таких песен, возникших в былые годы, аранжированы для джаза, популярны и в наше время. Достаточно упомянуть «Звездную пыль», «Стеллу при лунном свете», «Туманно», многие песни Дж. Гершвина, К. Портера, Дж. Керна и т. д.